Как перевоспитать собаку: к вопросу о нежелательном поведении  

Гриценко В.В.

Редакция Карапетьянц К.Г.

 

Прежде чем начать подробно разбираться в механизмах появления нежелательного поведения, надо определить, что же это такое. Если вы будете четко представлять, что такое плохое поведение собаки, то может оказаться, что ваши претензии к питомцу совсем не обоснованы. Тогда вам придется, как говорят, понять и простить.

Некоторые особенности поведения генетически предопределены и специфичны для каждого вида животных. Собаки ведут себя, как собаки, а не как коровы или овцы. И нам следует учитывать видоспецифичное поведение. Человек, заводящий собаку, должен быть готов к тому, что может столкнуться с ярко выраженным инстинктом охоты, агрессией, проявляющейся по отношению к людям во время игры, или иерархической агрессией по отношению к членам семьи. Не стоит удивляться тому, что собака грызет мебель, а кобели ведут себя агрессивно по отношению друг к другу. Копрофагия у собак (поедание фекалий), повышенная потребность в движении и другие особенности – все это признаки вполне нормального поведения собаки.

Специфику поведения может определять и порода собаки. Например, если лайка не ведет себя, как пудель, то это очень хорошо, ведь люди сотни лет добивались этого. Много разочарований ждет того, кто будет пытаться сделать, например, из лайки собаку-компаньона.

Несоответствие нормальному видоспецифичному поведению считается патологией. В этом случае говорят об отклоняющемся (девиантном) поведении.

Не стоит забывать и о нормальном половом поведении. Кобели почти всегда озабочены решением половых вопросов. А такое явление, как ложная беременность у собак, часто проявляется после окончания течки. В связи с этим суки устраивают «норы», «усыновляют игрушки» и т.п.

Очень часто причиной аномального поведения (т.е. не соответствующего физиологическим или психологическим параметрам) выступают различного рода болезни собак. Например, полифагия (поедание несъедобных предметов) может быть вызвана паразитарным заболеванием, а если у собаки частое мочеиспускание, в том числе и в квартире, то это может говорить о воспалении мочевого пузыря.

Но мы с вами будем говорить о нежелательном поведении, т.е. о таком, проявление которого нас не устраивает по каким-либо причинам. Это уже более широкий термин, который объединяет девиантное (аномальное) поведение собаки и то поведение, которое по субъективным причинам может быть отнесено к «плохому». Например, видоспецифическое поведение может быть чрезвычайно выражено с нашей точки зрения, или по мнению людей, которые нас окружают:

  • Это может быть лай сторожевой собаки или повышенная территориальная агрессивность.
  • К нежелательным мы отнесем и те формы поведения, которые представляют опасность для окружающих, т.е. асоциальное или конфликтное поведение собаки.
  • Нежелательным может быть и неадекватное (с точки зрения человека) поведение, например, нанесение запаховых меток кобелями в помещении.
  • Поведение, которое просто не нравится конкретному человеку, тоже можно назвать нежелательным. Нередко приходится слышать, например, такие слова: «Мне не нравится, что моя собака ласкова к посторонним». Для тех, кто такое говорит, это проблема.

 

Как формируется плохое поведение и почему с ним трудно бороться

Дрессировка собаки состоит в том, что мы сами создаем у животного нужную нам потребность и сами же предлагаем путь к ее удовлетворению. Например, чтобы научить собаку посадке, мы можем воспользоваться ее желанием удовлетворить голод (пищевой потребностью). Для этого мы часто не кормим собаку перед дрессировкой, чтобы повысить ее пищевую потребность, а затем предлагаем ей сесть по определенной команде для того, чтобы получить кусочек пищи. Удовлетворение имеющейся потребности в дрессировке называется подкреплением. Факт удовлетворения потребности (подкрепление) воспринимается собакой положительно и способствует закреплению в памяти действия, которое привело к нему.

В результате многократного повторения действие заучивается животным, легко вызывается командой и воспроизводится независимо от окружающих условий, т.е. становится навыком.

Но потребности возникают у наших собак и в наше отсутствие. Например, когда собака остается одна и испытывает потребность в пище, она начинает сама искать пути удовлетворения голода. И если вы не очень тщательно убрали еду, то собака непременно доберется до нее и удовлетворит свой аппетит. Одновременно данный положительный результат становится подкреплением тому способу, с помощью которого собака достала пищу. Новый способ пищедобывания записывается в ее память и, при необходимости, будет воспроизводиться снова и снова.

То же касается и изжеванной обуви. В возрасте 5-6 месяцев развитие щенка проходит через стадию ярко выраженного интереса ко всему новому. Таким образом, скучая, щенок пытается удовлетворить потребность в новой информации и находит башмак, приятно пахнущий хозяином. Сколько удовольствия и радости получит щенок, расправляясь с ним, а как быстро летит время за интересным занятием! Стоит 2–3 раза не убрать обувь – и навык готов. Теперь щенок будет сознательно искать башмаки и заниматься уже привычным и интересным для него делом, чтобы скоротать время.

Но бывает и по-другому. Предположим, покупая щенка, вы уже знаете, что собака не должна попрошайничать, и не подкармливаете его у стола. Но ваши близкие считают, что вы слишком строги к такому очаровательному крохе и иногда в ваше отсутствие дают ему кусочки. Таким образом щенок получает подкрепление своему попрошайничеству, и это поведение закрепляется. Весь фокус в том, что навык можно выработать, подкрепляя даже каждую третью попытку,– это называется вариабельным, или вероятностным, подкреплением. А навыки, выработанные с применением вариабельного подкрепления, погасить очень трудно по сравнению с теми, для которых применяли постоянное подкрепление.

Любая из существующих в природе потребностей, не будучи удовлетворенной, может стать причиной нежелательного поведения наших собак, если мы не поможем удовлетворить ее или не подскажем правильного пути для ее удовлетворения.

Устранить нежелательное поведение, в основе которого лежит неудовлетворенная потребность, легче, чем избавиться от немотивированного поведения. А такое встречается и у людей, и у собак. Поэтому следует помнить, что, кроме навыков, существуют еще и привычки собак. Приобретаются и закрепляются они так же, как и навыки, в результате многократных повторений, но если последние нужны для достижения какой-либо цели, то привычные движения выполняются ради себя самих.

Когда собаке делать нечего, а основные ее потребности вы удовлетворили и оставили одну, тогда и формируются привычки. Повторяясь, они становятся необходимым атрибутом свободного времени собаки (вспомните свои привычки и то, как вы раздражаетесь, когда вам мешают совершить привычное действие). Поэтому вам остается одно – начать формировать у своей собаки другие привычки, что требует длительного времени.

Почему так трудно бороться с плохим поведением? Прежде всего потому, что, с точки зрения собаки, оно целесообразно, поскольку приводит к удовлетворению потребности и в связи с этими и другими причинами вызывает положительные эмоции. А потребность в положительных эмоциях – одна из ведущих у живых организмов. В опытах с вживленными в «центр удовольствия» мозга электродами крысы научались нажимать на рычаг, вызывая положительные ощущения, и это занятие становилось для них единственным. Они доставляли себе удовольствие по несколько тысяч раз в час, отказываясь от пищи и воды, что, в конце концов, приводило их к гибели.

Собаке же чаще предлагаются, например, в классической дрессировке, навыки поведения, связанные в основном с отрицательным подкреплением, что, естественно, вызывает у нее желание самой формировать свое поведение.

Распространено мнение, будто животные начинают обучаться довольно поздно. На самом деле это не так.

Как показали исследования, причинно-следственные (условные) рефлексы собак образуются сразу же после рождения, буквально с первой минуты жизни. Вначале формируются обонятельные и тактильные рефлексы, а затем, по мере созревания и остальных анализаторов, другие. Так что, когда начинается дрессировка щенка, у него уже есть в запасе несколько дюжин отработанных навыков и привычек. Вот три основных принципа, по которым они формируются:

  1. Был проведен опыт, в результате которого у собаки выработался и закрепился сначала один навык добывания пищи, а затем, в этих же условиях, другой, но равнозначный, после чего ей предложили свободу выбора в достижении цели. Вы считаете, что она выбрала последний? Как раз наоборот: оказалось, что первое запоминается лучше, чем последующее.
  2. Другая причина, по которой отрицательное поведение вырабатывается быстро, а устраняется с трудом, заключается в том, что научение у молодых животных происходит по типу так называемого запечатления (импринтинга), которое характеризуется чрезвычайной быстротой и фиксацией результатов в памяти, причем надолго.
  3. И последнее. Когда формируется навык или привычка, в центральной нервной системе образуется некая система или совокупность нейронов, связанных между собой. Чем чаще повторяется действие, тем стабильнее и устойчивее становится соответствующая этому действию совокупность нейронов.

Таким образом, перевоспитание требует настойчивости, последовательности, терпения и упрямства. Нужно быть готовым к серьезной борьбе с нежелательным поведением и не надеяться на быстрый успех.

 

Причины нежелательного поведения

Ранее шел разговор о биологических, первичных причинах «хорошего» и «плохого» поведения. Но ведь известно, что не все собаки хулиганят. Почему? Одна из причин этого кроется в нашем отношении к собаке.

Пытаясь разобраться во взаимоотношениях «человек—собака» c помощью специально разработанной для этого анкеты, мы опросили 212 владельцев собак – 97 мужчин и 115 женщин.

Опрошенные имели собак следующих пород: лайка, немецкая овчарка, ротвейлер, кавказская овчарка, бернская овчарка, черный терьер, доберман, боксер, английский бульдог, дог, французский бульдог, английский сеттер, эрдельтерьер, тайган, колли, миттельшнауцер, ризеншнауцер, английский кокер-спаниель, московская сторожевая, лабрадор, такса, аргентинский дог, восточноевропейская овчарка, среднеазиатская овчарка, чау-чау, цвергшнауцер, тойтерьер, американский стаффордширтерьер, ньюфаундленд, фокстерьер, американский кокер-спаниель, пудель. Участвовали в опросе также и владельцы беспородных собак и метисов, а 13 владельцев имели двух и более собак разных пород.

Но прежде, чем рассматривать результаты опроса, следует познакомиться с понятием «антропоморфизм».

Под антропоморфизмом понимается следующее:

­ - представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку;

­ - приписывание специфических свойств человека тому, кто или что им не является;

­ - перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы (на животных, предметы).

Мы на самом деле очеловечиваем собак, а следовательно:

­ - воспринимаем их поведение не так, как надо;

­ - навязываем им неадекватные их природе формы поведения;

­ - общаемся на непонятном им языке;

­ - используя «человеческие» методы и способы воспитания и дрессировки, неэффективно или неправильно формируем их поведение.

 

Что нам нравится в собаках?

Вопрос этот далеко не случаен. Все дело в том, что мы хотим видеть в наших собаках то, что нам нравится. И вполне сознательно положительно подкрепляем (например, хвалим) понравившиеся нам особенности поведения, развивая и закрепляя их в собаке. Поэтому то, что нам нравится, выражается в поведении питомца все ярче и повторяется все чаще.

А разным людям нравится в собаках разные черты. Ниже приведен перечень качеств, которые владельцы собак хотели бы видеть в своих питомцах, и количество владельцев, отметивших те или иные качества.

 

Качества, которые владельцы собак хотели бы видеть в своих питомцах:

­  - верность, сообразительность, дисциплинированность, смелость, ум, любовь к владельцу, решительность, послушание, мужество, интеллект, чуткость, умение слушать, любовь к членам семьи, самоотверженность, веселость, неподкупность, благородство, спокойствие – 92–99,1%;

­  - юмор, индивидуальность, терпимость, самоуважение, способность сострадать, интеллигентность, незлопамятность – 83,5—89,6%;

­  - великодушие, аристократизм – 71,7—76,9 %;

­  - гордость, осторожность, настойчивость, неумение обманывать – 62,3—67,9 %;

­  - непосредственность, эмоциональность 56,1—59,0 %;

­  - хитрость – 42,5

­  - независимость, агрессивность к посторонним – 34,4– 37,7

­  - дружелюбие ко всем, возбудимость, умение обманывать – 20,8—23,6 %;

­  - настырность, наивность, наглость, ревность, холеричность – 11,3—17,9 %;

­  - флегматичность, упрямство, агрессивность к собакам, злопамятность, глупость, нелюбовь к членам семьи, эгоизм – 1,9–9,9 %;

­ - непослушность, попрошайничество – 0,5 %;

­ - пустобрехство, трусость – 0 %.

Подавляющему большинству владельцев нравятся свойства, делающие собаку удобным и неконфликтным социальным партнером. Но среди нас есть те, кому нравится потенциальная или реальная конфликтность своих собак, как интравертная (направленная внутрь семьи), так и экстравертная (по отношению к посторонним собакам и людям).

Например, гордость в собаке нравится 67,9 % владельцев. Однако следует помнить, что гордость, помимо всего прочего, трактуется и как «высокомерие, чрезвычайно высокое мнение о себе, спесь». Хитрость нравится 42,5 % владельцев, но ведь хитрый – это еще и «изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями».

Среди свойств собак, которые можно назвать критическими, нам нравятся самоуважение (86,3 %), настойчивость (64,2), независимость (37,7), агрессивность к посторонним (34,4), умение обманывать (20,8), настырность (17,9), наглость (15,6), ревность (15,1 %), упрямство (9,0), агрессивность к собакам (8,5), злопамятность (3,3), нелюбовь к членам семьи (2,4 %). Недооценка негативных сторон этих свойств служит первой причиной, которая формирует проблемный характер собаки.

 

С чем мы миримся в собаках

Мириться – это значит махнуть рукой, пустить на самотек, привыкнуть к чему-либо, не видя в этом что-то необычное или принципиальное. Это значит, по большому счету, позволять собаке делать что-то без особой похвалы с нашей стороны. Вроде бы подкрепления здесь нет. Но поскольку собака совершает действия, удовлетворяя имеющуюся у нее потребность, то подкрепление действию существует, и часто более мощное, чем наша похвала. Поэтому то, с чем мы миримся, закрепляется – это следует учесть. Ниже приведен перечень свойств, с которыми владельцы собак готовы смириться, и количество владельцев, отметивших те или иные свойства:

­ - ревность – 49,5 %;

­ - возбудимость, хитрость, независимость, упрямство, настырность, наивность, умение обманывать – 37,3—31,1 %;

­ - холеричность, эмоциональность, наглость, флегматичность, дружелюбие ко всем, осторожность, непосредственность, агрессивность к посторонним, агрессивность к собакам, эгоизм, неумение обманывать – 29,7—20,3 %;

­ - настойчивость, злопамятность, гордость, попрошайничество, глупость, великодушие, аристократизм – 19,8—11,3 %;

­ - самоуважение, непослушность, терпимость, интеллигентность, незлопамятность, способность сострадать, индивидуальность, пустобрехство – 9,4–6,1 %;

­ - нелюбовь к членам семьи, спокойствие, трусость, юмор – 5,2 %;

­ - любовь к членам семьи, благородство, веселость, послушание, самоотверженность, умение слушать, интеллект, любовь к владельцу, неподкупность, решительность – 3,8–1,4 %;

­ - мужество, ум, чуткость, верность – 0,9–0,5 %;

­ - дисциплинированность, сообразительность – 0 %.

Обратим внимание на то, как мы относимся к тем свойствам собачьего характера, которые принадлежат к «группе риска». С ревностью мирятся 49,5 % владельцев (48,5 % мужчин и жен 50,4 %), с хитростью – 37,9 (соответственно 36,1 и 34,8), независимостью – 36,3 (38,1 и 34,8), упрямством – 34,9 (30,9 и 32,2), настырностью – 34,4 (33,0 и 35,7), наглостью – 28,3 (23,7 и 32,2), с агрессивностью к посторонним – 22,6 (22,7 и 22,6), агрессивностью к собакам – 22,2 (21,6 и 22,6), эгоизмом – 20,8 (19,6 и 21,7), злопамятностью – 19,3 (23,7 и 15,7), с гордостью – 18,9 (19,6 и 18,3), с непослушностью – 9,0 (7,2 и 10,4) и с нелюбовью к членам семьи – 5,2 (мужчин и женщин поровну – 5,2 %).

 

Вам больше нравятся люди или собаки?

Распределение голосов мужчин и женщин, ответивших на этот вопрос, показано в таблице1

Таблица 1

Table1

Как видно из данных таблицы, «человеку с собакой» больше нравятся четвероногие друзья, причем женщины «обижены» на людей больше, чем мужчины.

 

Почему наши собаки невоспитанны

Несмотря на то, что опрощенным нравятся дисциплинированность и послушание (именно на эти качества указали 98,6 % мужчин и 97,2 % женщин), немало владельцев поощряют в своих питомцах свойства, противоречащие дисциплинированности и послушанию, или же мирятся с ними:

­ - наглость – это свойство нравится 15,6 % опрошенных (15,5 % мужчин и 14,8 % женщин), а мирятся с ним уже 28,3 % (23,7 и 32,2),

­ - настырность – соответственно 17,9 (21,6 и 14,8) и 35,5 (33,3 и 37,3), упрямство – 9,0 (12,4 и 6,1) и 34,9 (30,9 и 38,3),

­ - независимость – 37,7 (39,2 и 36,5) и 36,3 % (38,1 и 34,8),

­ - умение обманывать – 20,8 (18,6 и 21,7) и 31,1 (29,9 и 32,2),

­ - хитрость – 42,5 (41,2 и 42,6) и 37,0 (36,1 и 38,3 %).

Женщинам меньше, чем мужчинам, нравятся «негативные» свойства собачьего характера, но они легче мирятся с ними.

 

Почему наши собаки кусают людей на улицах

Как выяснилось в ходе опроса, агрессивность к посторонним нравится 34,4 % владельцев собак (41,2 мужчин и 28,7 % женщин), а мирятся с ней 22,6 % (22,7 и 22,6 %). А если учесть и то, что их владельцам больше нравятся именно собаки, а не люди, то остается только удивляться, почему питомцы себя так благоразумно ведут, и количество травмированных людей не растет. Тем более, что дружелюбие по отношению ко всем нравится только 23,6 % владельцев (17,5 % мужчин и 28,7 % женщин), не нравится 49,5 (56,7 и 43,5), а мирятся с этим «недостойным поведением» 25,0 % (23,7 и 26,1 %).

 

Почему наши собаки дерутся друг с другом

Во-первых, потому что они непослушны, и нам трудно предотвратить назревающий конфликт, а во-вторых, потому что агрессивность к собакам хоть и нравится только 8,5 % владельцев (9,3 % мужчин и 7,8 % женщин), но мирятся с ней уже 22,2 % (21,6 и 22,6 %). Этого достаточно, чтобы понять, почему собачья драка такое распространенное явление.

 

Почему существуют внутрисемейные проблемы с собаками

Казалось бы, в семейных отношениях с собаками все должно быть хорошо: любовь к членам семьи нравится 94,3 % опрошенных, мирятся с ней 3,8 % и не по душе она только 1,4 % владельцам собак. Но в то же время нелюбовь к членам семьи нравится 2,4 %, а мирятся с ней 5,2 % опрошенных.

Но это прямые вопросы, и, по сути дела, для опрашиваемого они звучат еще и так: «Ты плохой или хороший?». Нормы морали и этики не позволяют нам быть до конца откровенными. Подсознательно они заставляют нас отвечать так, как это принято в обществе. Почему мы так считаем? Потому что, например, ревность не нравится только 34,9 % владельцев собак, нравится 15,1 и мирятся с ней 49,5 % опрошенных. Разве владельцы собак не знают, что собачья ревность – это разновидность иерархической агрессии? А ревность по отношению к членам семьи в разной степени выраженности встречается в 50 % семей, имеющих собак.

Одна из причин проблем кроется и в том, что только 40,6 % владельцев считают своих четвероногих питомцев собаками, а потому и позволяют им очень многое, в том числе и то, что провоцирует вооруженные (зубами) конфликты. Например, мы позволяем собакам быть гордыми: гордость нравится 67,9 % и мирятся с ней 18,9 % владельцев. Однако понятие «гордость» имеет два значения: это чувство собственного достоинства, самоуважения и в то же время высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь.

Самоуважение – это свойство нравится 86,3 % владельцев и мирятся с этим 9,4 %, злопамятность – соответственно 3,3 и 21,8, эгоизм – 3,6 и 19,3 % опрошенных. Наглость, настырность, упрямство и независимость наших собак тоже вносят свою лепту в провоцирование внутрисемейных конфликтов (о них было сказано выше).

Огромное значение в появлении нежелательного поведения имеет наша кинологическая малограмотность. Она проявляется в незнании этиологических особенностей собаки как вида, что часто приводит к неправильному выращиванию и содержанию, а также в незнании особенностей, присущих породе (отсюда и неправильный выбор пород), незнании основ воспитания и дрессировки и довольно часто в безответственном отношении к факту наличия собаки.

Безответственно мы относимся порой и к приобретению собаки – это показал опрос. На вопрос «Что вы учитывали при выборе собаки?» владельцы собак ответили по-разному. Ниже приведены данные о распределении количества владельцев собак, которые при выборе собак учитывали то или иное условие (признак):

­ - особенности породы – 44,4 %;

­ - только собственный вкус – 43,4 %;

­ - целевое назначение породы – 29,3 %;

­ - опыт в содержании собак – 23,2 %;

­ -  наличие свободного времени – 16,2 %;

­ -  экономические возможности – 15,1 %;

­ -  состав семьи – 13,1 %;

­ - квартирные условия – 12,1 %;

­ -  престижность породы – 4,0 %;

­ - модность породы – 3,0 %.

 

Почти каждый опрошенный учитывал больше чем одно условие (признак), а 9 % – три условия.

А несерьезное отношение почти к любому из указанных условий является причиной серьезных проблем.

Не зная особенностей породы и ее целевого назначения, мы, по сути, покупаем кота в мешке, т.е. неправильно выбираем породу. Если мы в качестве своей первой собаки решаем завести кавказскую овчарку, то через год-полтора можем понять, что эта собака агрессивная и с неохотой подчиняется хозяину. Или, справедливо полагая, что лайка «самая умная», приобретаем щенка лайки, но с огорчением обнаруживаем, что он нас игнорирует и часто просто убегает на недельную прогулку.

Недостаток опыта в содержании собак – основная причина возникновения нежелательного поведения животных. Чаще к таким случаям относятся крупные собаки, а также служебные и бойцовские породы. Такие собаки стремятся занять лидирующее положение в семье и склонны к агрессивному разрешению конфликтов даже с членами семьи. Необходимо вовремя заметить эти признаки у питомца и предотвратить их развитие. А лучше заранее направленно формировать поведение щенка.

К сожалению, кинологическую грамотность наших владельцев на «отлично» не оценишь – это тоже выяснилось в ходе опроса. Ниже приведены данные о распределении количества владельцев, указавших на тот или иной признак, мешающий выращиванию и воспитанию собаки, причем каждый владелец отметил два и почти половина опрошенных – три признака:

­ - нехватка ветеринарных знаний – 51,5 %;

­ - отсутствие практических навыков воспитания – 48,5 %;

­ - отсутствие времени – 36,4 %;

­ - недостаток терпения – 33,3 %.

      Нехватка знаний:

­ - о поведении собак – 30,3 %;

­ - о кормлении собак – 23,2 %;

­ - нехватка денег – 15,1 %;

­ - нехватка знаний о содержании собак – 14,1 %;

­ - ничто не мешало содержать и воспитывать собаку – 1,1 %.

 

Согласитесь, ни один человек не родился уже воспитанным. Таковыми нас сделали множество людей, которые тратили на это занятие огромное количество времени и сил. Так же обстоит дело и с собаками. И если вы не обладаете терпением и желанием воспитывать своего питомца, будьте готовы встретиться с проблемами в его поведении. Дело в том, что еще одной причиной нежелательного поведения служит неправильное воспитание собаки (или полное его отсутствие).

Не верьте, если вам говорят, что собаки каких-то пород не нуждаются в воспитании. Таких пород не существует. Не верьте и тому, кто утверждает, что он без особых усилий воспитал идеальную собаку. Скорее всего, этот человек приукрашивает, а, может быть, речь здесь идет о бессознательном (неосознаваемом или неосознанном) воспитании, в чем не отдает себе отчета такой хозяин собаки.

Неосознанное воспитание – это звучит, конечно, заманчиво. Но оно бывает эффективным только при наличии опыта. Да, действительно, подавляющее большинство родителей не имеют педагогического образования и не выделяют специально 2–3 ч в день на воспитание своих детей. Они просто живут со своими детьми, общаются с ними и сотрудничают. И в большинстве случаев этого достаточно для хорошего воспитания. Но родители обладают опытом – их самих воспитывали, и они постоянно воспитываются в процессе взаимодействия с другими людьми, а кроме того, обладают знаниями норм поведения человека в обществе. Для людей может быть этого и достаточно. Но если в вашей семье растет собака, этого мало. Собака – существо особое, которому нужно специальное воспитание.

В ходе опроса 99 владельцам взрослых собак был задан вопрос: «Если бы у вас была возможность вернуться назад во времени, чему бы вы уделяли больше внимания?» Ниже приведены данные о распределении количества опрошенных, назвавших тот или иной признак, причем каждый опрошенный назвал два и почти половина – три признака:

­ - воспитание – 55,6 %;

­ - воспитательная дрессировка – 48,5 %;

­ - физическая подготовка – 34,3 %;

­ - здоровье собаки – 30,3 %;

­ - кормление – 19,2 %;

­ - ветеринарные требования – 15,1 %.

 

Как мы видим, вопрос о том, как воспитывать собаку – самый актуальный среди владельцев. При опросе были получены и данные о распределении количества владельцев, отвечавших на такой вопрос: «Если бы вы могли вернуться назад во времени, как бы вы стали воспитывать своего щенка?»:

­ - более внимательно – 50,5 %;

­ - гораздо требовательнее – 32,3 %;

­ - немного жестче – 20,2 %;

­ - точно так же – 20,2 %;

­ - мягче – 15,1 %;

­ - менее требовательно – 1,0 %.

 

Из общего количества опрошенных (99 человек) 39 % отметили больше чем одно условие воспитания.

Неправильное воспитание как причина будущего плохого поведения может проявляться в закреплении дурных привычек в поведении, причем как в доме, так и на улице. Это проявляется, в первую очередь, в следующем: собакой игнорируется команда «ко мне», животное проявляет агрессию к членам семьи, прыгает на хозяина и других людей, пристает на улице к прохожим, подбирает пищу с земли и т.п.

А неаккуратность? Вспомните:

  • все ли ценные для вас вещи вы прятали от щенка, уходя на работу?
  • А не играли ли вы ненароком со щенком, используя предметы обихода?
  • И не смеялись ли вы над тем, как забавно треплет щенок вашу брючину?
  • Или над тем, как он подпрыгивает, радостно встречая вас?
  • А не шлепали ли вы щенка, когда он, съев нечто, лежащее возле мусорного бака, наконец, подходил к вам?

 

То есть, не подкрепляли ли вы бессознательно неправильное поведение?

Бывает ведь еще и так: щенок, гуляющий без поводка, погнался за кошкой и загнал ее на дерево. Вы, желая наказать его за преследование кошки, подзываете и шлепаете. При этом вы считаете, что поступили правильно, а между тем щенок понял лишь то, что после веселой погони за кошкой не стоит подходить к хозяину.

Неправильное выращивание и уход за собакой заключаются, прежде всего, в том, что мы недооцениваем потребность щенков и молодых собак в физической нагрузке. Собака после прогулки должна быть уставшей. Отсутствие или недостаточность физической нагрузки – основная причина того, что собака грызет мебель, портит полы, обои и обувь.

Не менее важны, впрочем, отсутствие или недостаток внимания, уделяемого собаке, недостаток общения с ней, выражающиеся в том, что ее часто и надолго оставляют наедине с собой. Мы забываем, что собака – существо стайное. Одиночество вызывает стресс, а стресс у собаки вызывает страх. В лучшем случае собака испытывает скуку. Пытаясь отвлечься или развлечься, она ничего не находит в квартире, кроме предметов человеческого обихода. Часто начинает и хулиганить, если решит, что вы уделяете ей мало внимания.

Собака лает, скулит и воет – это проявление страха или соответствующего эмоционального состояния, а не плохого поведения. Интенсивность и продолжительность лая прямо пропорциональны степени возбуждения собаки.

Неправильное кормление собаки заставляет ее искать недостающее на мусорках или выгрызать дыры в стенах. Больная собака может отличаться извращенным аппетитом и поедать все, что ей попадается. Часто такое случается, если, например, у собаки воспаление кишечника (энтерит, колит) или желудка (гастрит), хотя это также может свидетельствовать и о наличии глистов.

Иногда причиной «неправильного» поведения может быть физиологическое состояние собаки. Например, беременные суки или суки в состоянии ложной щенности порой роют норы в креслах и диванах, состояние голода заставляет собак воровать и клянчить, а смена зубов у щенков, сопровождающаяся зудом десен, характеризуется повышенной разрушительной активностью.

Особенности возрастного периода собаки тоже могут быть причиной вашего недовольства. Подрастающему щенку необходимо познавать мир хотя бы для того, чтобы определить съедобность или другую пригодность вещей. Вспомните привычку детей разбирать подаренные им игрушки на части. У щенка, как известно, рук нет, и для познания мира он использует зубы и лапы. Щенку также положено играть, потому что игра для него – дело серьезное. В игре он осваивает формы поведения, которые могут понадобиться в будущем: приемы борьбы, охоты и т.д. Кроме того, игра – это и физическая тренировка. К тому же играют, как известно, с партнерами или предметами.

В ходе опроса мы обратились к тем, кто уже вырастил собаку, с вопросом «Что должен знать начинающий владелец?». Данные о распределении количества опрошенных, отметивших то или иное, приведены ниже:

­ - способы и методы воспитательной дрессировки – 72,7 %;

­ - способы оказания первичной ветеринарной помощи – 69,7 %;

­ - поведение собак – 68,7 %;

­ - особенности кормления – 66,7 %;

­ - инфекционные болезни – 52,5 %;

­ - физиологию собаки – 51,5 %;

­ - особенности гигиены содержания – 42,4 %;

­ - методы и способы лечения собак – 42,4 %;

­ - инвазионные болезни – 38,4 %;

­ - основы высшей нервной деятельности – 36,4 %;

­ - анатомию собаки – 34,3 %;

­ - где, и по какой цене купить товары для собаки – 33,3 %.

 

Иногда нежелательное поведение появляется как следствие направленного (осознанного) неправильного воспитания. Например, владелец, желая вырастить из щенка караульную собаку, сознательно подкрепляет его любое агрессивное действие – в игре с собой, по отношению к незнакомым людям и собакам, т.е. сознательно формирует повышенную общую агрессивность, не подозревая, что, сформировавшись, она легко может выплеснуться и на членов его семьи.

Способы и методы правильного воспитания собак, а также вопросы устранения проблем, связанных с нежелательным поведением ваших питомцев, мы рассмотрим в следующих статьях на страницах сайта Pedigree®.

 

источник: http://pedigree.ru/lenta-novostej/statiya/kak-perevospitat-sobaku/